Банник

Славянская мифология / Русская мифология / Восточнославянская мифология / Белорусская мифология.

Банник (рус. — банной, банный хозяин, банный, банной, баенник, байник, байнушко, жихарь, баянник, лазьник. Белорусс. – лазьник (от белорусского «лазня» — баня)) – дух – хозяин бани.

банник

Банник – это не просто разновидность домового. У него очень сложное происхождение – по поверьям, в его создании принимали участие и духи – предки, и духи воды, и духи огня, потому как в бане огню приписывалась ритуальная роль. Считается, что банник изначально был предок, но со временем он переосмыслился и явился представителем не только предков, но и, в основном, пограничья (порога). А так, как он является охранником границы, то его персонаж не должен быть приветливым и доброжелательным. Здесь можно сравнить его с бабой – ягой, являющуюся также охранником границы и проявляющую, то добрую натуру, то вредоносную. Существует поговорка «Нет злее банника, но и нет его добрее», которая является подтверждением принадлежности банника к границе между сторонами – «свой» и «чужой». Бытует мнение, что коварный банник является образом ассоциаций с жаром, душащим человеком, опасностями, которые могут подстерегать в бане.

Обычно банник был невидим и не показывал себя, обнаруживая своё присутствие различными шумами. Облики, в которых он являлся, очень разнообразны: крохотный, но очень сильный голый старикашка с длинной, в плесени бородой и радужными глазами; или огромного роста чёрный человек с обильной растительностью и железными руками – когтями, которыми он душит или запаривает до смерти моющихся; иногда он был весь седой и мохнатый, иногда – очень грязный, голый и покрыт листьями от веников. Его голос скрипел или он мог подделывать голос знакомых людей. В некоторых районах России люди верят, что банник мог превращаться в лягушку, кота, белого зайца или даже в веник и уголь. Мог он обернуться каким-нибудь близким и знакомым человеком.

Жил банник в бане за каменкой, а когда он был рассержен, то перебирался под полок. По поверью, в бане могло быть и несколько банников, часто банник жил там со своей семьёй – женой и детьми.

Как и из-за чего банник появлялся в конкретной бане, точно неизвестно, но после окончания строительства бани, с первой ночи он становился там хозяином. Чтобы сдобрить банника, люди, по окончанию постройки, закапывали под порог чёрного петуха или курицу. Причём курицу не резали, а душили и не ощипывали. Существует поверье, что банник появляется в бане после того, как там родится дитя (раньше рожали, в основном, в банях).

Женщин в бане банник привечал охотней, чем мужчин. Также он вообще не любил пьяниц. Банник сердился по многочисленным поводам, но, в принципе все нарушения в бане, которые сердили банника, разумны и справедливы. Например, в бане категорически нельзя было шуметь, смеятся, стучать и громко говорить. Очень строго в бане запрещалась браниться. Считалось, что произнесённое проклятие в бане, потом сбывалось. Нельзя было в бане торопить тех, кто париться и приходить в пьяном состоянии.

При посещении бани сложился целый ритуал, который необходимо было выполнять. Когда вошёл – нужно спросить разрешение на мытьё, заходя на полок, говорили: «Крещённый на полок, некрещеный с полка». Уходить надо задом наперёд, кланяясь и приговаривая: «мойся, хозяин».

Любил банник париться на «четвёртый пар», т.е. после того, как попарилось 3 смены людей. Последний моющийся должен оставить баннику метлу, тёплой воды в лохани, мыло и веник. Когда же кто-то по неверию или незнанию парился на четвёртый пар, хозяин бани очень сердился. Но, запрет на мытьё в бани ночью и в четвёртый пар, существовал не только из-за банника. По народному поверию, в это время баню для мытья и посиделок посещала вся нечистая сила – черти, лешие, русалки, овинники, бесы и др. По причине их присутствия, человеку нельзя было мыться в это время, так как нечисть могла наслать на него болезни, испугать или даже убить.

Баню необходимо было содержать в чистоте, чтобы не сердить банника, ведь банный хозяин доволен чистоплотными людьми и даже помогает в уборке бани. Баннику оставляли ломоть чёрного хлеба с солью. И, если сильно провинились, то задабривали его, принося в дар чёрную задушенную курицу.

Нарушение правил бани провоцировало появление разгневанного банника. Расправиться с провинившимися он мог по разному. Мог защекотать и запарить до смерти, содрать с человека кожу и повесить её сушиться на печь. Бил по плечу, мог свести с ума, засовывал головой в раскалённую каменку, лишал речи, рвал и разбрасывал забытые в бани вещи. Самая распространённая расправа была с человеком, моющимся ночью в одиночку, заключалась она в следующем: сначала он усыплял моющегося, затем длинными и толстыми губами прилипал к его рту и задувал в грудь горячий воздух, вызывая удушение. Он обливал людей кипятком, растрескивая камни в каменке, стрелял ими в моющихся. Бывало, закрывал дверь с людьми в бане так прочно, что даже топором не отворишь, спасала святая вода – если брызнуть ею на дверь, то она открывалась сама.

Самым надёжным средством защиты от банника было элементарное соблюдение правил бани. Но, если всё-таки попал под горячую руку банного хозяина, нужно выбегать из бани и звать на помощь домового, крича: «батюшка, выручи!»

Но не всегда банник был злым и вредным. Он также являлся и духом — охранником людей, державших баню. На Руси рожали в банях. И банник, являясь самым сильным и лютым из домашней нечестии, лучше всех защищал рожениц и дитя, которое находилось на границе двух миров. Но, естественно, люди не полностью доверяли баннику и не на миг не оставляли женщину одну.

Банник считался самым лучшим лекарем, которому не существовало равных. Любую болезнь лечили в бане, и излечив, приписывали исцеление не целебному жару бани а врачебному мастерству банного хозяина.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Комментариев: 1
  1. Елена

    Возьму сыну для домашней работы в школу! Интересно и позновательно!

Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: