В старину баню считали переходным местом, где проходила граница между миром живых и миром мёртвых. И охранял эту границу банник.
В поверьях славянской и восточнославянской мифологии именно банник является истинным хозяином бани.
Кто такой банник
Банник (рус. — банной, банный хозяин, банный, банной, баенник, байник, байнушко, жихарь, баянник, лазьник).
Банник – это не просто разновидность домового. По поверьям, в его создании участвовали духи воды, и духи огня. В бане огню приписывалась ритуальная роль.
Считается, что банник изначально был предок. Со временем он переосмыслился и явился представителем не только предков, но и пограничья (порога). Хранителем переходной, таинственной черты.
А так как банник охранник границы, то он отнюдь не приветлив и доброжелателен. Это довольно зловредное существо. Милости от него ждать не стоит. Баня его дом, а людей он видит наглецами, которые посягнули на его имущество.
Здесь можно сравнить банника с бабой – ягой, которая также является охранником границы и проявляет то добрую натуру, то вредоносную.
Существует поговорка «Нет злее банника, но и нет его добрее». Эта поговорка является подтверждением принадлежности банника к границе между двумя сторонами: своей и чужой.
Были и небылицы про банника
Бытует мнение, что коварный банник является образом ассоциаций с жаром, душащим человеком, опасностями, которые могут подстерегать в бане.
Он невидим для людского глаза, но на короткое время может принимать то или иное обличие. Может обернуться чёрной кошкой или предстать в образе женщины. Не стоит трудов для банника обернуться маленьким старичком с зелёной бородой.
Облики, в которых он являлся, очень разнообразны: крохотный, но очень сильный голый старикашка с длинной, в плесени бородой и радужными глазами.
Банник мог предстать чёрным человеком огромного роста обильной растительностью и железными руками – когтями. Этими руками он душил или запаривал до смерти моющихся.
Иногда он был весь седой и мохнатый, иногда – очень грязный, голый и покрыт листьями от веников. Его голос скрипел или он мог подделывать голос знакомых людей.
В некоторых районах России люди верят, что банник мог превращаться в лягушку, кота, белого зайца или даже в веник и уголь. Мог он обернуться каким-нибудь близким и знакомым человеком.
Вся тайна духа бани спрятана в его шапке-невидимке. Седые старцы говорили, что один раз в год, банник кладёт шапку-невидимку на каменку для просушки. Но узнать точное время, месяц, день – нельзя.
Где живёт банник
Живёт банник в бане за каменкой, а когда он рассержен, то перебирается под полок. По поверью, в бане могло быть и несколько банников, часто банник жил там со своей семьёй – женой и детьми.
Как и из-за чего банник появлялся в конкретной бане, точно неизвестно, но после окончания строительства бани, с первой ночи он становился там хозяином. Говорили, что он может жить под порогом. Не случайно нельзя не только сидеть и стоять на банном пороге. Нельзя даже прикасаться к порогу бани.
Как задобрить банника
Чтобы задобрить банника, люди, по окончании постройки, закапывали под порог чёрного петуха или курицу. Причём курицу не резали, а душили и не ощипывали.
Женщин в бане банник привечал охотнее, чем мужчин. Также он не любил и не жаловал пьяниц. Банник сердился по многочисленным поводам, но, в принципе все нарушения в бане, которые сердили банника, разумны и справедливы.
В бане категорически нельзя было шуметь, смеяться, стучать и громко говорить. Очень строго в бане запрещалась браниться. Считалось, что произнесённое проклятие в бане, потом сбывалось. Нельзя было в бане торопить тех, кто париться и приходить в пьяном состоянии.
Старинные ритуалы посещения бани
Банник – божество языческое, ему чужды любые законы религии. Поэтому в бане не вешают икон. Не признавал банник и никаких атрибутов церкви. Даже когда шли прибираться в бане, снимали нательный крест и входили в баню без молитвы.
Считалось, что, входя в баню без оберегов, люди показывали своё доверие её хозяину. Полностью отдавались его власти.
При посещении бани сложился целый ритуал, который необходимо было выполнять. Когда вошёл – нужно спросить разрешение на мытьё, заходя на полок, говорили: «Крещённый на полок, некрещёный с полка». Уходить надо задом наперёд, кланяясь и приговаривая: «мойся, хозяин».
Любил банник париться на «четвёртый пар», т. е. после того, как попарилось 3 смены людей. Последний моющийся должен оставить баннику метлу, тёплой воды в лохани, мыло и веник.
Когда же кто-то по неверию или незнанию парился на четвёртый пар, хозяин бани очень сердился. Но, запрет на мытьё в бани ночью и в четвёртый пар, существовал не только из-за банника.
По народному поверью, в это время баню для мытья и посиделок посещала вся нечистая сила – черти, лешие, русалки, овинники, бесы. По причине их присутствия, человеку нельзя было мыться в это время, так как нечисть могла наслать болезни, испугать или даже убить.
Баню необходимо было содержать в чистоте, чтобы не сердить банника, ведь банный хозяин доволен чистоплотными людьми и даже помогает в уборке бани.
Баннику оставляли ломоть чёрного хлеба с солью. И если сильно провинились, то задабривали его, принося в дар чёрную задушенную курицу.
Что может сделать банник
Нарушение правил бани провоцировало появление разгневанного банника. Расправиться с провинившимися он мог по-разному.
Мог защекотать и запарить до смерти, содрать с человека кожу и повесить её сушиться на печь. Бил по плечу, мог свести с ума, засовывал головой в раскалённую каменку, лишал речи, рвал и разбрасывал забытые в бани вещи.
Самая распространённая расправа была с человеком, моющимся ночью в одиночку. Банник сначала он усыплял моющегося, затем длинными и толстыми губами прилипал к его рту и задувал в грудь горячий воздух, вызывая удушение.
Он обливал людей кипятком, разбивал камни в каменке, стрелял ими в моющихся. Бывало, закрывал дверь с людьми в бане так прочно, что даже топором не отворишь. Спасала святая вода – если брызнуть ею на дверь, то она открывалась сама.
Самым надёжным средством защиты от банника было элементарное соблюдение правил бани. Но, если всё-таки попал под горячую руку банного хозяина, нужно выбегать из бани и звать на помощь домового, крича: «батюшка, выручи!»
Но не всегда банник был злым и вредным. Он являлся и духом — охранником людей, державших баню. На Руси рожали в банях. И банник, являясь самым сильным и лютым из домашней нечисти, лучше всех защищал рожениц и дитя, которое находилось на границе двух миров.
Банник считался самым лучшим лекарем, которому не было равных. Любую болезнь лечили в бане, а излечив, приписывали исцеление не целебному жару бани, а врачебному мастерству банного хозяина.
Часто задаваемые вопросы про банника